Однажды не в Америке

Как русские и американцы в Саратове спелись
Уникальный проект: три мужских хора — московский, американский и саратовский — собрались в нашем городе, чтобы вместе записать диск духовной музыки. 40 лучших голосов Архиерейского мужского хора Саратовской митрополии, хора Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и хора Русско-Американского музыкального института имени Патриарха Тихона. Несколько дней многочасовых репетиций в Саратовской семинарии и совместное пение на службе в Покровском храме. Как русским и американцам удалось спеться за столь короткий срок? И не просто спеться, но и записать 70-минутный диск?

За духовностью — в Россию!

 

Один из инициаторов проекта – американский бизнесмен и вокалист Алексей Лукьянов (первый слева в первом ряду)Инициаторами проекта стали американский бизнесмен, а по совместительству вокалист Алексей Лукьянов и преподаватель Московской государственной консерватории, регент Владимир Горбик. Алексей Лукьянов родился в Нью-Йорке, он потомок русских эмигрантов, переехавших в Америку около 100 лет назад. Родители воспитали его в православной вере и с детства прививали любовь к русскому языку и культуре. В Саратове Алексей уже второй раз — полтора года назад он приезжал сюда, чтобы обсудить проект сводного хора с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.

По словам Алексея Валерьевича, в Америке очень мало церквей, где хорошо поют. Среди поющих почти нет профессионалов, поэтому уровень довольно низкий. Четыре года назад Алексей Лукьянов приезжал в Россию по своим бизнес-делам и был поражен красотой и уровнем церковного пения в московских храмах.

— Шла первая неделя Великого поста, в храмах читался покаянный канон Андрея Критского. Я первый раз в своей жизни видел храм, переполненный людьми. За богослужением пел хор Московского подворья Лавры — многие люди плакали от такого красивого пения, я был тронут и поражен этими голосами, этой молитвенностью. После службы я встретился с регентом хора Владимиром Горбиком и начал его расспрашивать: как у него это получилось, как он собрал таких певцов? Владимир объяснил мне, что 70 % его хора не были профессионалами, он сам научил их так петь. Тогда-то и возникла идея обучения певчих. У Владимира были идеи, как людей учить, у меня, как у бизнесмена, как это все организовать, — рассказывает Лукьянов.

Так в 2013 году в Америке был открыт Русско-Американский музыкальный институт имени Патриарха Тихона (PaTRAM). При институте есть хор под управлением Владимира Горбика. Среди его певцов — и сам Алексей Лукьянов.

— Музыкального образования у меня нет, — говорит он. — Но, как оказалось, я октавист (т.е. обладатель редкого низкого голоса — баса-профундо, способного петь на октаву ниже обычного баса. – авт.). Владимир Горбик это во мне открыл и предложил петь в хоре. Для меня это громадное удовольствие.

По мнению Алексея Лукьянова, музыка и вера близко связаны. Если прихожане слышат плохое пение, это их постепенно начинает раздражать, становится трудно молиться. Когда хор поет хорошо — атмосфера сразу меняется, и духовенству лучше служится. Для этого и был создан PaTRAM — чтобы в Америку принести то, что есть у нас в России, и к чему мы давно привыкли.

Любопытно, что кроме русских эмигрантов, в хоре поют и американцы, которые не то что церковнославянского, но и русского не знают. Конечно, им приходится нелегко, но они очень стараются.

— Я думаю, всех их привлекает уровень. Вот почему мы и записываем сейчас здесь, в Саратове, диск с песнопениями Чеснокова — эту музыку в Америке хорошо знают, но даже и не подозревают, на каком высоком уровне ее можно исполнить. Не только правильно попасть во все ноты, но спеть красиво, молитвенно, — объясняет Лукьянов.

По его словам, в Америке дается много концертов духовной музыки, православной в том числе, но для русского человека она звучит немного странно. И дело не в том, что неправильно произносятся слова, а в том, что в такой музыке очень часто нет души, нет молитвы.

Пельмени во Флориде, «Грэмми» в Саратове

 

Сводный хор у саратовской консерваторииОтношения между американскими и русскими хористами сложились добрые. Из тринадцати приехавших в Саратов американцев семеро знают русский язык. Остальным смысл песнопений переводят. Некоторые из приехавших первый раз в России. Размеры нашего Покровского храма их особенно впечатлили — в Америке все церкви небольшие. «Даже просто войти в такой большой храм — удовольствие. А петь в нем — это еще лучше, конечно. И акустика замечательная, все были в восторге», — признается бизнесмен.

В Америке на богослужениях все меньше поют на церковнославянском. В храмах Русской Православной Церкви Заграницей часть службы идет на английском, а Православная Церковь в Америке перешла на английский почти полностью.

— Я думаю, для Америки это правильно, — говорит Лукьянов. — В храм идут дети, которые родились в англоязычной среде. Для них церковнославянский язык звучит вовсе не так, как для детей, родившихся в России. То, что для их русских сверстников понятно, для них абракадабра. Поэтому в случае Америки переход на английский кажется мне уместным.

— Здесь, в Покровском храме, мы видели замечательный сквер, детскую площадку — в Америке этого нет. У нас люди приезжают в храм и после службы сразу уезжают. Потому что храмов немного, расстояние между ними приличное. Мы, например, живем во Флориде. До храма добираемся полчаса. Это не так страшно, но если ты был на Всенощной в субботу, потом на Литургии в воскресенье, то два часа в общей сложности ты провел в машине. Сейчас у нас новый приход, стараемся устраивать трапезу, подавать пельмени. Американцы очень любят русскую кухню, — рассказывает Алексей.

Еще не успев выйти в свет, диск русских и американцев уже набирает популярность. Кто-то из американских хористов сделал аудиозапись совместно исполненного «Великого славословия» и разместил на своей странице в Фейсбуке. Всего за несколько дней запись набрала в Америке больше 5 тысяч просмотров.

Звукорежиссером проекта стал лауреат престижной американской музыкальной премии «Грэмми» Блантон Алспо и его компания звукозаписи «Sound Mirror», которая в Америке очень знаменита. Ее сотрудники и будут монтировать записанный материал. Примерно через полгода диск будет готов, останется найти лейбл и заняться распространением.

На фоне обострившихся в последнее время русско-американских отношений я не могла не поинтересоваться и этой темой. Есть ли в Америке антироссийские настроения? Лукьянов уверен — среди обычных американцев ничего подобного нет.

— Против русских американцы ничего не имеют. Они боятся одного: что Путин начнет строить СССР, это их тревожит. Но если спросить любого американца, нужна ли нашим странам война, он в ответ спросит: «Для чего и почему?». Простым людям это совершенно не нужно… — говорит спонсор проекта.

С миру по нитке — шесть октавистов!

 

Его музыкальный руководитель, регент сводного хора Владимир Горбик известен не только в России, но и за рубежом. Для Саратова он человек не чужой, у него давно сложились добрые отношения с нашим саратовским Владыкой Лонгином. В 1996 году, когда Владыка был еще игуменом и настоятельствовал на Московском подворье Троице-Сергиевой Лавры, Владимир Горбик по его благословению возглавил братский хор монастыря.

Хор добился больших успехов. В июне 1997 года он сопровождал Патриарха Алексия II в паломнической поездке на Святую Землю. В мае 2000 года хор стал дипломантом XIX Международного фестиваля церковной музыки в г. Хайнувка (Польша), а регент Владимир Горбик — лауреатом I-й дирижеркой премии этого фестиваля.

В 2013 году Горбик стал одним из создателей и ректором Русско-Американского музыкального института.

По словам Владимира Александровича, обучение в институте ведется дистанционно на русском и английском, студенты — люди со всего мира. Есть даже ученик из Саратова. Преподавание таких предметов, как дирижирование, вокал, теория музыки, ведется оригинально — по скайпу. Иногда Горбик прилетает в Америку и дает там мастер-классы, иногда наоборот — американцы летят в Москву и занимаются на подворье Лавры. За плечами у института — концертный тур по Америке, хвалебная рецензия в «Нью-Йорк Таймс», 26-минутный документальный фильм на русском и английском и диск с записями песнопений.

— Русско-американский проект, который мы реализовали в Саратове, — удивительный, невероятный, особенно в наше время, с учетом напряженных политических отношений… Но высокая политика совершенно не обязательно должна влиять на отношения между людьми. Я много раз бывал в Америке, все американцы очень здорово общаются с русскими. То же самое происходит и здесь — ребята из Саратова очень тепло общаются с американцами, — рассказывает Владимир Горбик, добавляя, что разница в менталитете хорошо нивелируется православным мировоззрением, ведь православие наднационально.

По словам Владимира Александровича, отбор певцов для участия в проекте проходил на конкурсной основе. Американцы присылали выученные партии, а он их прослушивал. Прошли, конечно, не все. Певцов же из Саратова отбирал регент Архиерейского хора, а с недавнего времени еще и ректор Саратовской консерватории имени Собинова Александр Занорин.

— Саратовские исполнители мне дороги, я сюда приезжал несколько раз с мастер-классами. И выбору Александра Занорина я доверяю, он собрал людей талантливых и профессиональных. В сводном хоре все получилось гармонично — десять первых теноров, десять вторых, десять баритонов и одиннадцать басов, шестеро из которых — октависты. Нет ни одного хора в мире, и не было, в котором было бы шесть октавистов! Это просто невероятно, октависты собраны с миру по нитке! — не скрывает радости от столь редкой находки московский гость.

Записи диска шли трудоемко — сменами по 4 часа. В планах организаторов проекта — концертный тур сводного хора сначала по России, потом по Америке.

Газета «Саратовская панорама» № 28 (1058)