Вопрос Архиерею. Новые ответы

Как смириться с потерей близких? Что делать, если родной человек сбился с пути? Семья или монашество — обязателен ли этот выбор? На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.


Мне 26 лет, я не хочу ни замуж, ни в монастырь. Я хочу работать, ходить в церковь и тихо себе жить. Вопрос: можно ли не выбирать между монашеством и браком, а жить так, как живу, счастливым незамужним филологом? Слушать Златоуста по дороге на работу, учиться молиться, терпеть, смиряться и т.д. перед имеющимся окружением? Батюшка говорит, что надо определиться, и я не могу спорить с его аргументами: почти все известные мне святые жили либо в семье, либо в монастыре. Да и старец Паисий Святогорский говорит, что надо определиться, и как можно раньше. А мне тяжело сделать выбор и придерживаться его. 

В семье я не знаю, что с собой делать. Я не умею ни общаться, ни готовить, ни нянчить детей, и боюсь стать истеричной женой и превратить мужа и детей в мучеников. В монастыре я (белорукая горожанка) боюсь тяжелой работы. Не выдерживаю длинных служб, спорю, без причин начинаю дергаться. Малейшие недостатки глаза режут. Телом остаюсь в монастыре, а мыслями рвусь оттуда и считаю минуты до приезда транспорта. И ещё боюсь монашества из-за отсечения воли: как же, мне стать как бы инструментом в руках игумений? Я их всех уважаю, но это же люди, они могут ошибаться. Не хочу доверять свою душу человеку.

Так и думаю. Думаю давно и мучительно, склоняясь то к одному, то к другому варианту. Измучила и терпеливых наших батюшек, и себя. Поэтому обращаюсь к Вам — я по-человечески доверяю Вам и Вашим рассуждениям. А в своих рассуждениях чувствую нежелание взрослеть и идти на крест. Спаси Господи. Мария

Уважаемая Мария! К сожалению, то, о чем Вы пишете, встречается все чаще и чаще. Скорее всего, это веяние времени: появляется все больше людей, не желающих брать на себя никакой ответственности. Мне кажется, что в Вашем случае, поскольку Вы все-таки считаете себя верующим человеком, пока принимать каких-то радикальных решений не стоит. Нужно положиться на волю Божию и принять для себя хотя бы теоретическую возможность создания семьи, молиться об этом, стараться исправлять свою жизнь. Вы очень хорошо описали, какой плохой женой Вы могли бы стать. Но гораздо важнее подумать, какие качества нужно приобрести для того, чтобы стать хорошей женой, и начинать трудиться в этом направлении. Мне кажется, это будет намного полезнее, чем думать о своей негодности.

Некоторое отчаяние, которое прозвучало в Вашем письме, — это ведь не только недоверие к Промыслу Божиему, но еще и следствие внутренней гордыни. Мы, как правило, хотим гораздо больше, чем дает нам жизнь. И у некоторых людей возникает такое внутреннее состояние: «Или все, или ничего; или то, что я хочу, или вообще ничего не надо». Мне кажется, что похожая нотка прозвучала и в Вашем письме. Это неправильно, не поддавайтесь этому чувству.

Еще у Вас заметно состояние, которое иногда бывает у слишком чувствительных людей, — когда человек, думая  о том, как ему поступить, пытается заранее просчитать возможные результаты. Естественно, при таких  расчетах любое действие оказывается связанным с какими-то проблемами. Знаете, есть такой старый семинарский анекдот. Семинарист на последних курсах мучается вопросом, жениться ему или идти в монахи: и там, и там свои сложности… Приходит к старцу, делится с ним своими сомнениями и в отчаянии говорит: «Отче, как же мне поступить?». Видя его устроение, старец отвечает: «Как угодно поступай — пожалеешь…». Бывает такое состояние у людей, и надо сознавать, что оно неправильное. Это искушение, которому нельзя поддаваться.

Если у Вас нет склонности к монашеской жизни, не надо больше себя испытывать. Вы поняли это — и достаточно. Монастырь — это жертва, которую человек приносит Богу, добровольно отказываясь от своей личной жизни ради Него. А вот семейная жизнь — это то, что заповедано людям Богом.  Вы верующий человек, поэтому нужно думать о том, чтобы волю Божию о себе исполнить.

Здравствуйте Владыка! Я редко посещаю храм, но в Бога верую и в душе обращаюсь к нему с просьбами или благодарностью, иногда (нечасто к моему стыду) читаю молитвослов. Во всех жизненных трудностях стараюсь не терять веры. Замужем три года.  Очень хочется  Божьего благословения в этом браке и на рождение детей в нем. Между собой у нас с супругом любовь и уважение. Решили с ним обвенчаться. Назначили в храме дату и время, приготовились. К сожалению, батюшка на церемонию не пришел. Подождали его некоторое время, и нам предложили перенести дату венчания на другой день. Вполне возможно, ему не напомнили, или он был занят. Но на венчание ехала с волнением и трепетом в душе. Домой приехала с пустотой. Знаю, что нельзя осуждать, и постараюсь настроиться на предстоящую церемонию. Но пока не очень приятный осадок в душе. А если бы люди в ЗАГС приехали, а регистрацию перенесли? На мою веру это не повлияло. Просто ходить в этот храм не очень хочется. Нам даже не рассказали, как готовиться к венчанию. О покаянии и причастии искала информацию самостоятельно. Лариса

Уважаемая Лариса! Для того, чтобы я мог как-то отреагировать на Ваше письмо, на Ваш вопрос, я должен знать, что это за храм и, по возможности, что это за батюшка. То, что случилось с Вами, конечно, настоящее безобразие. Иногда меня спрашивают, почему архиерей наказывает священников, запрещает их в священнослужении, переводит из одного храма в другой. Вот подобные вещи как раз и являются основанием для  прещений. Безусловно, случай возмутительный, и такое поведение священника не должно оставаться без последствий.

Уважаемый Владыка! Очень нужен Ваш совет. Недавно в автомобильной катастрофе погибли мои дочь и внук. И самое страшное — за рулем был мой муж, их отец и дед. Скажите, как смириться с этим, как с этим жить? Знаю, Вы скажете, простить. Но каждый раз, смотря на него, я понимаю, что он виновник их гибели. Что делать, как с этим жить? Анна

Уважаемая Анна! Я не буду произносить слов соболезнования, потому что в том горе, которое Вас постигло, никакие человеческие слова не смогут утешить. Просто напомню, что положение Вашего супруга тоже очень тяжелое и, может быть, оно гораздо тяжелее, чем Ваше. Постарайтесь подумать о нем, помочь ему перенести это страшное горе. Не забывайте, что Ваши дочь и внук  — это и его дочь и внук, и он тоже испытывает ни с чем не сравнимые чувства боли и скорби. Надо молиться и сосредоточиться сейчас именно на этом — помочь друг другу пережить то, что произошло. А все остальное придет потом.

Я живу недалеко от Спасо-Преображенского монастыря, и меня ужасает то количество мусора, которое находится у ограды. На это неприятно смотреть. Внутри — чистота, а чуть выйдешь — прямо у входа залежи. Может быть, послушники и монахи возьмут под свою опеку и территорию близ монастыря? Хотя бы на метр от него. Юлия

Уважаемая Юлия! В Спасо-Преображенском монастыре пока совсем немного братии, и они тратят очень много усилий для того, чтобы  содержать достаточно большую монастырскую территорию хотя бы в относительном порядке. Им помогают в этом прихожане монастыря. Я не могу сказать, что им это полностью удается, но они очень стараются. На то, чтобы убирать соседние улицы, их сил уже не хватит. Поэтому думаю, что Ваш вопрос следует адресовать соответствующим коммунальным службам города.

Уважаемый Владыка, скажите, считается ли грехом, если на исповеди каешься в грехах, которые не совершал? Дело в том, что готовясь к генеральной исповеди, взяла «Мытарства блаженной Феодоры» и переписала оттуда почти все грехи (на всякий случай, надеясь таким образом очиститься ото всех возможных грехов), кроме таких понятных и явных, забыть которые невозможно. Рассказала о своей исповеди одной верующей женщине, она мне ответила, что это грех, когда каешься в несовершенных грехах, ведь ты на исповеди обманываешь священника! Я очень расстроилась потому, что на каждой исповеди каюсь в грехах, которые могла бы совершить, но не знаю, совершала или нет (например, пустословие или упоминание имени Божия всуе, там такая тонкая грань). Я стараюсь жить так, чтобы не бояться внезапной смерти. И что же мне теперь делать? С уважением, Тамара

Уважаемая Тамара! Называть «на всякий случай» все грехи, которые существуют на свете или перечислены в той или иной книжке, ни в коем случае нельзя. Дело даже не в том, что это само по себе грех, — но это нерассудительное отношение к таинству исповеди, непонимание его сути.  Исповедь — это покаяние человека в грехах, которые он совершил, в греховных помыслах, пожеланиях, которые его посещают. Сверх этого  ничего выдумывать не надо, и тем более брать на себя несовершенные грехи.

Скажите, пожалуйста, является ли проповедь обязательной частью богослужения? Имеет ли священник право вообще не говорить проповеди на приходе? И если такая ситуация возникла, есть ли необходимость донести о таком положении вещей правящему архиерею? Николай

Уважаемый Николай! Проповедь действительно является  необходимой частью богослужения. Это может быть живая проповедь священника, или чтение святоотеческого поучения, или синаксария — специального отрывка из богослужебных книг, который рассказывает о событии сегодняшнего дня или житии святого.

Я не могу сказать, что Литургия без проповеди — не Литургия, это было бы неправильно. Но, конечно, желательно, чтобы проповедь звучала на каждой службе. Тем более, что научение, наставление прихожан в вере является одной из обязанностей священника.

Для того, чтобы я мог каким-то образом повлиять на ситуацию, надо назвать мне храм и имя священника, которым Вы недовольны.

Меня тревожит ситуация, сложившаяся в моей семье. Мой брат, всегда бывший гордостью и отрадой для родителей, золотым медалистом, спортсменом и умницей, пошел «по кривой дорожке»: бросил университет, начал пить, курить, материться, лгать, не хочет ни учиться, ни идти в армию, ни работать, не разговаривает ни с кем из семьи по душам. Когда мы пытаемся с ним поговорить, он не желает ничего с нами обсуждать. Что делать? Помогите, пожалуйста, разобраться. Анна

Уважаемая Анна! К сожалению, помочь в подобных случаях бывает очень трудно, потому что, как правило, такие трагедии подготовлены всей предыдущей жизнью семьи. Вы не пишете: Ваши родители — верующие люди? Вас и Вашего брата воспитывали в вере? Раньше, когда все было хорошо, родители интересовались, что было у мальчика в душе? Чем он жил? К сожалению, очень часто родители даже вопросов себе таких не задают. Но дело в том, что у человека без Бога все хорошо быть не может. Вера в Бога придает осмысленность всей человеческой жизни, иначе она превращается в бессмысленное существование, и по этой причине очень многие люди теряют себя. Часто бывает так: человек подавал надежды, у него были добрые задатки, а он взял и, что называется, «сошел с дистанции»: начал пить, гулять или просто ничем заниматься не хочет. И бедные родители спрашивают: «Ну как же так, почему?»… А у этого человека нет мотивации, нет — и всё. Иногда эту мотивацию может заменить имеющееся в человеке  чувство долга, но оно часто не выдерживает столкновения с действительно серьезными личностными проблемами. А это неизбежно происходит в жизни любого молодого человека.

Единственное, что здесь можно посоветовать — родителям пересмотреть собственную жизнь, разобраться, что в ней было не так с точки зрения заповедей Христовых. Надо попытаться понять, что можно еще исправить, постараться измениться самим. А это возможно только с помощью Божией. Надо ходить в храм, участвовать в Таинствах — прежде всего, исповеди и Причащения. Опыт жизни Церкви показывает, что, если родители исправляют свою жизнь, потихоньку начинают исправляться и отношения в семье, и поведение детей, хотя на это требуются порой многие годы. В то же время нельзя подходить к вере утилитарно, и тем более, силой заставлять молодого человека идти в храм: «Вот сейчас мы его отведем, он исповедается, причастится, бросит пить и курить»… Это тоже неправильно, потому что вера — это основа жизни с Богом, а не средство для того, чтобы исправить в себе или детях какие-то недостатки характера.

Молитесь о своем брате, пусть родители молятся о нем, если они верующие люди. Известно множество случаев, когда люди буквально вымаливали своих детей. Бывало, что по молитвам близких Господь исправлял Ему одному ведомыми путями жизнь таких людей, на исправление которых, казалось, не было никакой надежды.