На наших регентов — очередь

 Чему учат в Межъепархиальном женском духовном училище?Куда пойти учиться.Остаться в родном городе или попытаться покорить столичные вузы? Этот вопрос для многих молодых людей связан с напряженным выбором. А для православных юношей и девушек к этому добавляется другая дилемма: духовное или светское учебное заведение?
  Порой через верующих знакомых нас — церковных журналистов и сотрудников епархии — спрашивают что-то о Межъепархиальном женском духовном училище. Многим известно только то, что существует оно давно и там готовят регентов церковных хоров. Но что это за образование, каково его содержание, каково его качество, каковы перспективы воспитанниц, каковы правила и особенности жизни в духовном училище, даже те, кто начинает задумываться о поступлении и хотел бы получить профессию регента, порой представляют себе стереотипно и смутно. До выпускных экзаменов в школах остается не так уж много времени, и обстоятельно рассказать «что и как» нам представляется как минимум не лишним. Наш корреспондент побывала в самом училище и встретилась с несколькими выпускницами, уже живущими самостоятельной жизнью и работающими в саратовских храмах, попросив рассказать о годах учебы.

«Воспитатели стали для нас близкими людьми»

«В храм я ходила с раннего детства — пела на клиросе, занималась в воскресной школе, — вспоминает Юлия. — Регентовала там моя тетя, и, глядя на нее, я тоже хотела стать регентом. Спустя какое-то время она переехала в Пензу, и когда встал вопрос о моем поступлении, рассказала, что в Саратове есть духовное училище. Вот так я здесь и оказалась. Родители, конечно, очень огорчились тому, что я уезжаю, ведь я одна в семье, но выбору моему не препятствовали.Десять лет назад руководитель праздничного хора саратовского храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы Юлия Харитонова сделала для себя непростой выбор: уехала из родного Краснодарского края в Саратов — осваивать профессию регента.

Регентовать я никогда не пробовала, но то, что я с детства была в храме, мне очень помогло. Поначалу было непросто, особенно тяжело дались первые полгода — скучала по близким, была ностальгия по родным местам. Но, с другой стороны, здесь я попала в большую семью: мы действительно друг друга поддерживали, выручали. Воспитатели, отец Сергий Кляев (директор Саратовского межъепархиального женского духовного училища во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы. — Авт.) и матушка Надежда Викторовна Кляева (заместитель директора. — Авт.) стали для нас близкими людьми, в разных жизненных ситуациях мы с ними тоже советовались. Мы и сейчас поддерживаем отношения. С однокурсницами тоже стараемся не терять связь — это становится всё тяжелее, девочки в разных городах живут, обзаводятся семьями, но мы созваниваемся, иногда встречаемся.

В училище мы получали образование с точки зрения узкой специализации — регентской. В светском вузе будущему регенту столько всего не смогут дать. За время учебы у нас сменилось несколько старших регентов, и у каждого мы смогли чему-то научиться. Ведь каждый регент индивидуален.

На уроках, которые вели священники, мы не только изучали основы вероучения и богослужения — поднимались духовные проблемы, батюшки пытались объяснить нам какие-то жизненные моменты. Ведь регент — это не просто дирижер: он должен быть профессионалом как музыкант, но прежде всего он должен быть верующим и глубоко понимающим церковную жизнь человеком. На сегодняшний день певчие, к сожалению, чаще всего мало воцерковлены, и те слова, которые они поют, им не всегда понятны. Регент должен помочь им понять смысл песнопений.

На старших курсах была практика — я регентовала в больничном храме во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Как и любому человеку, мне было непросто прийти в новое место, где всё устроено по-своему. Об этом храме у меня очень теплые воспоминания — он такой маленький, уютный, было ощущение, будто я дома нахожусь».

Но домой Юлия не вернулась. В Саратове она познакомилась со своим будущим супругом, к тому же после окончания училища ей предложили остаться и преподавать в нем богослужебную практику. Затем она поступила в Саратовскую консерваторию на кафедру дирижирования, а в 2014 году по благословению Митрополита Лонгина возглавила праздничный хор Покровского храма.

Камешки в мешке

«В церковь я стала ходить лет с десяти, — рассказывает Валерия, — вместе с бабушкой мы посещали храм Рождества Христова в Старой Жуковке. Мне нравилось, как там поют, я подпевала потихоньку. Потом, когда у меня уже появилось послушание на клиросе, настоятель — отец Евгений Сазыкин — рассказал мне про духовное училище, и я стала планировать поступать туда после 11 класса. Музыкального образования у меня не было, осваивать нотную грамоту мне помогала матушка Валерия Викторовна, и я надеялась, что к моменту поступления мы успеем подготовиться должным образом».Валерия Мельникова окончила Межъепархиальное женское училище в прошлом году и сейчас регентует в храме во имя преподобного Сергия Радонежского в поселке Юбилейный. За профессией регента она приехала в Саратов из Базарного Карабулака.

Но планы изменились. Родители Леры хотели, чтобы дочь стала учителем, и после 9 класса она поступила в педагогический колледж.

«Проучилась там два месяца и поняла, что это не мое, — говорит девушка. — Я стала очень скучать по храму, по нашей приходской общине. А в какой­то момент охватило такое уныние, что я позвонила отцу Евгению и сказала, что не хочу здесь учиться, а хочу на регента. Батюшка пообещал все уладить, и меня пригласили на прослушивание. Никогда не забуду этот день. Когда мне позвонили и сказали, что Владыка благословил и можно приезжать учиться, радовалась этому как ребенок. Родители с моим выбором не сразу, но смирились.

С первых же дней я столкнулась с тем, что мне нужно было многое наверстать в учебе. К тому же не могу сказать, что я была воцерковленным человеком. Мой путь воцерковления проходил как раз в стенах училища. И я рада, что период моего взросления прошел именно здесь. В этот непростой переходный возраст, когда можно наделать много глупостей, нас от всего оберегали. Для нашего благополучия делали абсолютно всё, я не преувеличиваю. Отец Сергий с матушкой, если возникали какие-то проблемы, вопросы, могли приехать и в десять вечера, и в шесть утра. Но, если честно, мы не всегда это ценили. И далеко не всегда слушали советы старших, а им каждый раз было больно и обидно за нас, как за своих детей.

В то же время это была хорошая школа жизни. Не думаю, что в каких-то еще учебных заведениях девочек помимо профессии могут столь же многому научить в житейском плане. Готовить, поддерживать чистоту, целенаправленно организовывать себя и свой день, мирно преодолевать трения с теми, с кем живешь под одним кровом. В нас на уровне навыков впиталось столько всего… Например, такая бытовая мелочь: раньше я не обращала внимания на срок годности продуктов, просто брала с полки, что под руку попадало.

Девочки все разные по характеру, но мы быстро поняли: мы здесь соприкасаемся очень тесно — как камешки в мешке. И либо мы прорвем этот мешок, либо притремся друг к другу. Помню, на первом курсе в свободный вечер собирались все вместе и акафист пели. Одна вышла порегентовала, вторая — сами, по своей инициативе. Навык-то должен нарабатываться…

Сомнения, что регентство — это не мое, у меня были. Но всё смущение улетучилось на третьем курсе, после того как я стала регентовать в Петропавловском храме Аткарска. Ездила туда каждые выходные около пяти месяцев. Это стало неисчерпаемым источником эмоций — светлых, чистых. Вот тогда я и поняла, что хочу связать с клиросом всю свою жизнь.

Можно сказать, что моя жизнь разделилась на “до училища” и “после”. Сейчас придешь вечером домой, пока приготовишь ужин, пока позанимаешься — уже глубокая ночь, и думаешь: вот бы вернуться в училище — там я ни о чем не беспокоилась. На последнем курсе нам даже бытовых послушаний давали по минимуму. А сейчас, конечно, все неурядицы нужно решать самой.

Когда мы уже получили дипломы, батюшка сказал, что они с матушкой всегда нас ждут. Прощаться было больно, я как будто снова из дома уезжала. Для тех, кто приехал сюда в пятнадцать лет, выпуск из училища — это квантовый скачок: ты становишься другим человеком, взрослым».

Сейчас Валерия помимо регентства в храме во имя преподобного Сергия Радонежского ведет кружок клиросного пения в Свято-Покровской гимназии и учится на факультете среднего профессиоального образования Саратовской консерватории. Несколько месяцев назад она заняла первое место на Всероссийском конкурсе молодых дирижеров академических хоров, который проводился в Белгороде.

«Захотелось в это окунуться»

«По специальности я дизайнер интерьера, — говорит Анастасия, — мне это интересно, но регентство нравится больше, и это как раз то, чем я бы хотела заниматься в дальнейшем.Поступают в училище и девушки, которые уже получили среднее или высшее образование в светских учебных заведениях. В прошлом году воспитанницей училища стала Анастасия Войнова, она пришла сюда после окончания архитектурно-строительного колледжа.

Мое воцерковление проходило в саратовском храме во имя святой равноапостольной Марии Магдалины — сначала туда пришла мама, а за ней и я, уже почти подростком. Музыкального образования у меня не было, но очень много для моего развития сделала Александра Евгеньевна Кашкина — мой первый учитель пения в воскресной школе. У нас там был свой певческий коллектив, и она заметила, что я умею петь. С этого и начался мой путь на клирос.

Я вела активный образ жизни в православной среде: участвовала в Рождественских балах, отдыхала в православном лагере. Там я нашла много друзей, и мне еще больше захотелось в это окунуться.

Недалеко от моего дома есть храм во имя святителя Тихона Задонского. Сначала я там просто пела, а через полгода матушка Татьяна Домрачева начала учить меня регентовать. Конечно, с непривычки было тяжело, временами даже руки тряслись, но этот этап уже прошел. С хором отношения сложились хорошие, регентую уже третий год, но хочется все равно дальше реализовываться, а для этого нужно получить образование. Поэтому по благословению Владыки Лонгина я поступила в училище».

Об экзаменах и правилах

«Девушки сдают несколько видов экзаменов, — объясняет Надежда Викторовна. — Сначала — творческий, где абитуриентка должна спеть песню, протактировать ее и сыграть любое классическое произведение на инструменте. Для тех, кто не обладает достаточными знаниями в области музыки, мы предлагаем просто сыграть гамму. Проверяем наличие слуха: преподаватель задает интервал, трезвучие, маленькую музыкальную фразу — всё это нужно пропеть. Это стандартный набор, который используют при поступлении в музыкальные учебные заведения.О вступительных экзаменах, правилах обучения и распорядке дня воспитанниц нам рассказали директор Саратовского межъепархиального женского духовного училища протоиерей Сергий Кляев и его заместитель Надежда Викторовна Кляева.

Далее — экзамен по Закону Божию. К нему можно подготовиться по книге протоиерея Серафима Слободского. Экзамен проходит по билетам. Девочки должны рассказать, например, о двунадесятых праздниках, о ветхозаветных событиях. Наизусть спрашиваем тропарь своему святому, 50‑й или 90‑й псалом, Символ веры и выборочно — молитвы из утреннего и вечернего правила».

После этого тем, кто хочет учиться в училище, предстоит сдать еще два экзамена. Один из них — сольфеджио. Для тех, кто окончил музыкальную школу, он состоит из диктанта и теоретических вопросов. Для остальных — просто проверка слуха, музыкальной памяти, чувства ритма. Последний экзамен — это изложение с элементами сочинения. Но это только для тех, у кого нет ЕГЭ.

«Мы решили, что принимаем девушек после 9 класса, в том числе без музыкального образования, — добавляет отец Сергий. — Дело в том, что, к сожалению, не во всех населенных пунктах остались музыкальные школы. Для таких девушек у нас предусмотрен спецкурс, и практически через год они выравниваются с остальными. А еще те, кто поступил после 9 класса, параллельно оканчивают нашу Свято-Покровскую гимназию и получают там аттестат о среднем (полном) общем образовании».

На занятиях по богослужебной практике "Отправлю родителям показать"

По благословению Владыки воспитанницы училища после первого курса по желанию могут параллельно поступить в Саратовский госуниверситет, в Институт искусств на специальность «хоровое дирижирование». Учатся там четыре года заочно и получают диплом о высшем образовании. С ним они могут работать в любом государственном учреждении.

«К нам поступают не только после школы, мы принимаем абитуриенток в возрасте до 35 лет, — продолжает матушка Надежда Кляева. — Условия поступления и обучения для них те же. Процесс обучения длится для всех одинаково — четыре года.

Иметь к моменту поступления навык церковной жизни — это обязательное условие. Иначе, как показывает опыт, будет очень тяжело, ведь жизнь в училище — это не только обучение, но и послушания, и постоянное участие в богослужениях. Хотя бывали исключительные случаи, когда девушки честно говорили: “Я ничего не знаю о Православии, вы меня научите. Хочется стать достойным членом Церкви”. И действительно — воцерковлялись. А кто-то приходил воцерковленный и, к сожалению, потом уходил».

Программа обучения состоит из двух блоков — музыкальные предметы и духовные дисциплины. Из музыкальных — дирижирование, фортепиано, сольфеджио, церковное пение. Из духовных — библейская история, литургика, катехизис, нравственное богословие.

Музыкальные предметы ведут квалифицированные преподаватели из музыкального училища и консерватории. Сольфеджио, например, ведет уникальный человек — Виктория Владимировна Ковалева. Она создала свою методику обучения взрослых людей, которые не имеют музыкального образования. Духовные дисциплины ведут преподаватели Саратовской духовной семинарии.

День открытых дверей в училище проходит обычно в мае Выступает хор женского училища

«Распорядок дня у наших воспитанниц следующий: в 6.30 — подъем. Для тех, кто привык рано вставать, это не проблема, остальные со временем привыкают, — говорит матушка Надежда. — Затем совместная молитва, завтрак. Занятия длятся практически целый день — перерыв на обед с часу дня до двух, и до пяти-шести вечера опять учеба. Потом свободное время, ужин, подготовка к следующему дню, послушания. Досуг мы стараемся разнообразить: наши воспитанницы участвуют во всех епархиальных мероприятиях, ходят в театры, музеи. С ними постоянно находятся воспитатели. Это очень нравится мамам, поскольку девочки под присмотром, но бывает, что не очень нравится девочкам. Хотя воспитатели — это не надзиратели, у нас это совершенно точно так. У педагогов есть установка подсказывать, направлять деликатно, и мы следим, чтобы это соблюдалось.

Ограничения свободы у нас нет, но если девочка уходит, она об этом обязательно ставит в известность воспитателя, говорит, во сколько вернется. Если уходит надолго, то пишет прошение, где указывает, что будет находиться по такому-то адресу.

В паломничестве И в будни, и в праздники вместе

Мы всегда рады, когда к воспитанницам приезжают родители. На первых порах дети скучают. Пятнадцать лет — это ведь практически еще ребенок. У нас есть возможность приехавших родителей временно поселить, дать возможность пообщаться. Мы понимаем, что отвыкание от дома — процесс трудный и долгий. География воспитанниц обширная — Астрахань, Казахстан, Братск, Псков, но в основном приезжают из нашей области».

«Не так давно училищу передали еще один корпус, — отмечает отец Сергий. — Там будет большое общежитие и храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, а в основном корпусе останутся учебные классы и Крестовоздвиженский храм».

В завершение разговора мы спросили отца Сергия о перспективах воспитанниц.

«В Саратовской митрополии строится много храмов, — ответил он. — Двадцать новых храмов, построенных по специальной программе, вскоре откроются в областном центре. Так что вопрос с трудоустройством не стоит: у нас уже сейчас все будущие выпускницы расписаны, кто в каком храме продолжит деятельность, и даже не хватает, на наших регентов очередь. Это очень востребованная церковная специальность на сегодняшний день».

ВИДЕО

Фото из архива училища

Газета «Православная вера» № 04 (576)