Ешь, молись, не злись!

О посте, соцсетях и чечевичных котлетах со вкусом говядины. К постной пище лично я всегда относилась скептически. Даже жутко представить себе ежедневный рацион хотя бы без мяса. Ну вот как можно есть кашу «без ничего»? И как верующим удается прожить больше месяца при таком скудном рационе и не думать о вкусной еде? Может, есть какие-то секреты приготовления постной пищи? Чтобы разобраться в этом, я отправилась в трапезную саратовского Свято-Троицкого собора. В этом году Великий пост начался 14 марта и продлится до 30 апреля. Так что еще есть время пересмотреть свои взгляды на постную еду.

Все дело в настрое

«С молитвой у нас даже чечевичные котлеты приобретают вкус говядины»,— заверила меня старшая по трапезной Мария Товстоган. Без доказательств в такие чудеса сразу и не поверишь, поэтому утром рано направляюсь на кулинарную встречу.

Из просторной кухни доносятся аппетитные ароматы, пахнет борщом. Еще нет семи утра, а повара уже готовят еду для полуденной трапезы. Они достают из большого прозрачного холодильника № 1 что—то похожее на котлеты. В нем, если верить наклейке на дверце, хранятся молочные продукты, сыр и колбасные изделия. Из холодильника № 2, предназначенного для овощей, достают зелень и морковь.

Главная по трапезе Мария Товстоган раскладывает рядами по противню котлеты, на вид явно не постные. Это чечевичные котлеты, уверяет матушка. 02 Повар Александр Мурыгин обжаривает лук на растительном масле, медленно помешивает его деревянной лопаточкой. Он чем-то похож на шеф-повара ресторана: черная поварская форма, на голове кипенно-белый колпак, с правого края фартука аккуратно закреплена салфетка. Оказалось, что в трапезной он работает всего второй месяц, а в Саратов приехал год назад из столицы Казахстана Астаны. До этого ему не приходилось иметь дело с постной кухней, раньше работал в ресторанах. Матушка Мария, напротив, здесь уже трудится десятый год и знает все секреты постных блюд.

Как же поварам удается приготовить так, чтобы еда не вводила в соблазн, но при этом была вкусной? «С молитвой и с благословением батюшки,— неожиданно отвечает старшая по трапезной. — Наш день начинается с того, что мы идем в храм, ставим свечи,молимся и получаем благословение. Даже когда готовим, про себя читаем молитвы,поэтому блюда получаются вкусными». Но разве может борщ на пустой воде без мяса стать наваристым и вкусным? «Как правило, так рассуждают люди, которые далеки от церковной жизни. Они почему-то уверены, что постная еда — это не еда. На самом деле многое зависит от психологического настроя. Если у человека отрицательное отношение, то будет сложно его переубедить», — замечает Александр. Возможно, повара и правы, все дело в настрое.

К восьми утра в трапезную подошли две студентки кулинарного колледжа искусств. Второкурсницы Надя Пахомова и Диана Гуренко сразу принялись шинковать капусту для салата.

— Нас сюда направили от колледжа, — говорит Надя и поясняет, что они не первые, кто проходит практику в трапезной храма. — Уже неделю здесь, еще осталось полторы. За это время освоили постные голубцы, вареники и овощные котлеты.

— Пока сложно, мы в первый раз такое готовим. Только здесь узнали о постных блюдах, — признается Диана.

«Волшебные» рецепты

По словам поваров, в храмах меню приближено к тому, чем питаются миряне. Монастырский рацион куда строже, сейчас там соблюдают сухоядение, то есть невареная пища без растительного масла. Но и здесь в первую неделю поста не было обилия постных яств. Всю неделю служители собора питались лишь вареным картофелем без ничего, даже без масла. На протяжении всех 8 недель поста, из которых последняя неделя — Страстная, нельзя вкушать мясо, птицу и молочные продукты, а вот рыбу можно по праздникам — в Благовещение и Вербное воскресение, а в Лазареву субботу допускается икра. Разрешаются овощи, фрукты, крупы и хлеб. На сладкое остаются: мед, орехи, сухофрукты и восточные сладости (халва и рахат-лукум).

Мысленно представляю, как на таком рационе продержусь хотя бы одну неделю, еще при этом работая. И чувствую, как меня уже покидают силы. После обеда, состоящего из овощных котлет и кашки, наверное, далеко не убежишь. Но пройти через эксперимент все-таки решаюсь.

Повара подают рисовую кашу с овощной подливой и чечевичной котлетой. Удивительно, но это оказалось не только вкусно, но и сытно. Кулинарное ли чудо или это сила молитвы, но котлета, как и обещали повара, на вкус напоминает говядину! Записывайте рецепт: замачиваем чечевицу в воде на два часа, после берем вареный картофель, жареные грибы и лук, добавляем чеснок и все это пропускаем через мясорубку. Массе придаем форму котлет и жарим на растительном масле.

Матушка Мария поделилась и рецептом необычного десерта. Итак, по 16 столовых ложек муки, помидорного рассола, растительного масла и столько же ложек сахара, по желанию дозировку сахара можно снизить до 8 ложек. Замесили тесто, затем раскатываем в маленькие кружочки. Добавляем начинку — варенье из черной смородины, и сворачиваем в рулеты. Запекаем в духовке.

Главная по трапезной Мария Викторовна сама постится десятый год, говорит, что пост не вызывает никакого дискомфорта. Главное — нужно правильно составить свое меню. Заменить мясо следует бобовыми, но в меру. «В промежутках между приемами пищи избавиться от чувства голода можно с помощью орехов и сухофруктов. Курага вот еще полезна для сердца»,— советует матушка.

В бой с самим собой

Вспоминаю несколько своих провальных опытов, когда пыталась отказаться хотя бы от сладкого и мучного. Если один день мне удавалось прожить безболезненно, то потом начиналось что-то невыносимое. Я была похожа на курильщика, отказавшегося от сигарет и пребывающего на гране нервного срыва. Стала раздражительной, не могла смотреть спокойно, как кто-то ест продукты из моего «санкционного списка». Кульминацией моих мучений стал сладкий (в прямом смысле слова) сон, в котором я жадно ем запретную молочную шоколадку.

Может быть, не случайно говорят в народе: «Поел — подобрел» или «Не грех, что в себя, а что из себя»? С православного верующего, возможно, будет достаточно, что он во время поста будет совершать добрые дела и никого не ругать? С этим вопросом обратилась к ключарю собора иерею Николаю Генсицкому.

— Рассуждая так, люди пытаются хоть как-то себя оправдывать. Мол, я ем скоромную пищу, зато не ругаюсь. Но если человек не способен победить себя в таком малом, как отказ от привычной пищи, как он победит себя в чем-то действительно большом? Все-таки не стоит обманывать себя, стоит попробовать себя ограничить, а не сразу сдаваться, — говорит отец Николай.

По его словам, стоит учитывать состояние своего здоровья. Если, допустим, по медицинским показаниям человеку предписана молочная диета, возможно, не стоит вовсе отказываться от молока, а стоит себя лишь несколько в нем ограничить, предварительно испросив благословение у священника. Но стоит эту пищу употреблять как лекарство в малых дозах, без злоупотребления.

Для тех же, у кого появляется «синдром курильщика», как у меня, батюшка рекомендует поработать над собой: «Христианство призывает человека победить собственные страсти, победить самого себя. В этом нам помогает пост. Конечно, все это для современного человека непривычно. Мы сейчас напротив, стремимся к комфорту, к упрощению нашей жизни. А пост эту жизнь несколько усложняет, но без этого усложнения невозможно ни одно духовное усилие. Именно пост помогает вырваться из привычной колеи, высвобождая силы для изменения себя, своего характераи воли».

Все чаще россияне воспринимают пост как диету, но не как время духовного очищения. Появилось даже такое понятие, как «православный гламур», когда на страницах глянцевых изданий звезды шоу—бизнеса рассказывают о том, как постятся они, и сколько килограммов удалось при этом сбросить.

— Действительно, последние десять лет стало модным поститься, — соглашается священник. — Человек говорит: «Вот я начал рисовать пастелью или граффити увлекся, а вот теперь увлекся постом…» Это просто попытка выделиться из толпы, привлечь внимание, опять же гордость… И люди, которые себя и с Церковью толком не ассоциируют, но на период поста начинают строго следить за своим рационом, просто пытаются попасть в какой—то тренд. Они не знают, что пост — это не только отказ от какой-то пищи, но и воздержание от своих дурных привычек — раздражения, гордости, обидчивости, излишней расслабленности физической или духовной, и он невозможен безпосещения храма, без гораздо более усиленного, чем в обычные дни, участия в Таинствах.

Я про себя тоже поняла, что ко многим вещам, связанным с постом, подходила формально. Думала, что пост — это набор правил, позволяющий ни о чем не думать, главное — соблюдать. На деле же все интереснее. Оказывается, от чего следует отказаться в этот период, каждый должен решать сам, исходя из наблюдений за собой и советов своего духовного отца. Не нужно слепо следовать букве, доводя церковный устав до абсурда, а подходить ко всему с рассуждением. От чего мы больше всего зависим, что лишает нас свободы, от того и отказываться. Осталось лишь понять, что именно конкретно меня этой свободы лишает.

Церковь рекомендует отказаться от осуждения других людей, употребления алкоголя, интимных отношений, развлекательных передач, походов в кинотеатры и театры, компьютерных игр. Но все это не для того, чтобы по окончании поста к нашим зависимостям вновь обратиться, а чтобы постараться от них избавиться. Нельзя не осуждать людей лишь на период поста, а потом радостно к этому занятию вернуться…

То же самое касается и других вещей, например, интернета. Не стоит отказываться от него, если для вас это рабочий инструмент, но стоит посмотреть, не стал ли для вас этот инструмент формой зависимости.

— Ради эксперимента, понаблюдайте за собой. Сколько в день вы тратите времени на то, чтобы поработать в интернете, а сколько часов уходит впустую. Может, вам стоит отказаться от социальных сетей на время поста. Может, для вас это уже настолько вошло в привычку, что, просыпаясь, вы первым делом проверяете почту и вечером ложитесь спать, заходя на свои страницы? И этот ритуал фактически встал на место утренней и вечерней молитвы? В таком случае вам стоит ограничить себя хотя бы в утренних и вечерних «заходах» в сеть. Некоторые думают, что христианство — это набор запретов, но это не так. Христианство ни в коем случае не ограничивает человека ни в чем, а пытается наоборот сделать его свободным, показать ему, что он способен не зависеть от телефона, одежды, работы, даже от других людей. Потому что только свободный человек оказывается способным приблизиться к Христу, принять в свое сердце Бога…, — объясняет смысл духовной и телесной аскезы отец Николай.

Все это, впрочем, не значит, что если вы считаете, что не зависите, к примеру, от алкоголя, то можно потихоньку «радовать» себя таким вот образом и в период поста, уточняет батюшка. То же касается и некоторых других вещей, например, интимной близости. Или, скажем, мясо — не получится поститься, периодически пробуя его «на зубок». Есть вещи, в которых нельзя себя «чуть-чуть ограничить», а «чуть-чуть разрешить», от чего—то надо воздержаться полностью. В то же время, если вам очень хочется посмотреть какой—то фильм, и вы понимаете, что он никак не навредит вашему душевному настрою, то почему бы этого не сделать?

Что же касается еды, то, честно говоря, после посещения трапезной Свято-Троицкого собора у меня изменилось отношение к постной кухне. Для себя поняла, что нужно все делать комплексно, не забывая о здравом смысле. Многое в себе хочется изменить, а с одной из страстей, чувствую, предстоит особо сложный бой. Пока писала этот текст, телефон то и дело, не переставая, подавал сигналы о пришедших сообщениях из ВКонтакте, ФБ, почты и «WhatsApp».

Газета «Саратовская панорама» № 13 (1043)