Поучение в Неделю 3-ю Великого поста

Дорогие братья, когда я слушал нынешнее евангельское чтение, мне живо представилась такая картина (предупреждаю, что это не больше как случайный порыв воображения). Предположите на минутку, что Иисус Христос живет сейчас с нами, так же, как тогда, ходит и учит народ. Он медленно идет по улице, и, разумеется, сейчас же вокруг Него собирается толпа. Господь останавливается, с какой-то затаенной грустью оглядывает всех и начинает говорить. Слышатся знакомые слова: Кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24).

Среди слушателей начинается какое-то движение, мне даже кажется, что я различаю само выражение отдельных лиц в толпе. Большинство даже не стараются скрыть своего разочарования: так и видно, что они ждали чего-то другого. «Это,— думают они,— уже старо, мы не раз слыхали, да и легко сказать — отвергнуться себя, нести крест, ведь мы не затворники, а в жизни столько радостей». И толпа заметно редеет. Между тем Господь продолжает свою речь. Какая польза человеку,— говорит Он,— если он приобретет весь мир, а душе своей повредит (Мф. 16, 26). Разочарование кругом усиливается. Толпа слушателей тает еще больше. А когда Господь к концу речи убеждает не стыдиться Его и Его учения, то уже слушателей совсем нет около Него.

Дорогие братия! В этой картине много действительной правды. Разве в наше время не бывает, что Христа не хотят слушать, считают Его слова чем-то устаревшим? Если хотите, это можно проверить сейчас. Начать хотя бы с того, с чего начал беседу Господь: Кто хочет идти за Мной…

Поучение в Неделю 3-ю Великого постаИдем ли за Ним? Не загорается ли жгучим стыдом совесть многих из нас при этих словах? Ведь, без сомнения, добрая половина из нас малодушно не решается объявить войну греховным привычкам и страстям. Теперь проверим себя дальше. Какая польза человеку,— говорит Господь,— если он приобретет весь мир, а душе своей повредит… Уж, кажется, такая ясная правда, и история и жизнь — все подтверждает эту Христову мысль. Возьмем и пример. Вот перед нами человек, который всю жизнь бьется, чтобы разбогатеть. Для этой цели он не брезгует ничем: одного обманет, другого пустит по миру — совесть у него покладистая, готова на всякую сомнительную сделку. Может быть, он и накопит капитал, но ведь умирать-то ему нужно и, быть может, очень скоро. К чему же все его богатства? И за что он загубил душу свою так безрассудно?

Дорогие братия, и все мы, в сущности, очень похожи на этого богача, хотя и без его миллионов,— все бьемся из-за средств к жизни, хлопочем о лишнем достатке. Положим, при этом мы зла прямого никому не сделаем, но душа-то, во всяком случае, остается у нас на втором плане. Подчас нам некогда и вспомнить о ней. Если хотите, подсчитаем, сколько раз мы из-за деловых хлопот, из-за недосуга оставались без молитвы, не ходили в храм, второпях отмахивались от нищего, которому могли бы подать. Неужели все это пройдет для нас бесследно, не оставит глубокого шрама на нашей душе? Вот про эту-то опасность и говорит нам Христос, а мы не хотим Его слушать.

Наконец, еще один вопрос, который, признаюсь, трудно и выговорить. Неужели не касается нас то, что мы слышим дальше: Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего (Мк. 8, 38)? Стыдиться Христа! Да неужели это возможно? Но в наше изломанное время, как видно, ничему нельзя удивляться. А ведь знаете, какое направление теперь в моде — все отрицать, переоценивать, низвергать авторитеты. И эта отрицательная волна кощунственно захватила даже и личность Христа, обдала и Его своей мутью. Попробуйте теперь где-нибудь в обществе заговорить про Иисуса Христа или просто перекреститься — вас засмеют. Скажите, что вы каждый день молитесь, соблюдаете посты — и вас сочтут за недалекого человека или за чудака.

Судите же сами, насколько верна моя картина, которую я описал вам, дорогие, вначале. Она как раз взята из жизни, как мы ее видим кругом. Толпа подле Христа действительно все тает и тает. Его не слушают. Над Ним даже смеются. Как все это невыразимо мучительно и тяжело! И как страшно за будущее. Невольно вспоминается предостережение апостола: Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7).

Дорогие братия! Слыша эти слова апостольские, будем стараться исправить жизнь, последуем за любвеобильным зовом Господа и сбросим нелепые предрассудки общества. Тогда мы назовемся истинными Христовыми последователями. Аминь.

Епископ Вениамин (Милов)

eparhia-saratov.ruta